Маяки Крыма

Отчет о путешествии в январе 2021.
Текст Анастасия Макарова
Все фотографии сделаны гидами и участниками путешествия
Крым - уникальное место. Он такой маленький, но совершенно разный! Просторные, пустынные степи на западном берегу, пышная тропическая растительность - на южном, и суровые горы - на восточном. Трудно поверить, что всё это умещается в какие-нибудь 27 тысяч квадратных километров. И всякий раз, когда я приезжаю в Крым, я буквально ногами чувствую древность этого места. Словно прикасаешься к срезу дерева. Вот это кольцо - греческое поселение, созданное за несколько веков до нашей эры на Херсонесе. Другое - римляне со своими дорогами, храмами, купальнями на Ай-Тодоре. А вот это - Генуя со своими торговыми кораблями и крепостями в разных уголках полуострова. И всё это словно спрессовано, наложено друг на друга. Чаще всего история ощущается, как что-то мёртвое. Смотришь на наконечник копья в музее и не чувствуешь в нём пульсации. А в Крыму совсем иначе. Все слои веков словно существуют одновременно и продолжают жить, звучать в воздухе. Не было в истории Крыма века, когда бы за него не сражались, не спорили. А он себе живет, как жил тысячелетия назад - море всё такое же синее, в степи всё так же гуляет ветер, а в горах лениво перекатываются туманы... Есть в этом какая-то неповторимая магия.
Летом в Крыму я бывала много раз, а вот зимой - никогда. Было любопытно, каково там без туристов и палящего зноя. Свободные дороги и пустые пляжи для путешествия только в плюс. И мы рискнули поехать в январе. И надо сказать, не прогадали. Погода благоприятствовала до самого последнего дня.
Мы начали путешествие с самого западного мыса - Тарханкута, и одноименного маяка. Но туда надо было еще доехать от Евпатории. Утром всё вокруг поглотил густой туман. Крым непрерывно напоминал мне Шотландию, в которой я никогда не была, но именно так себе её и представляю по фильмам и книгам. Голые чёрные ветки деревьев, пастбища, приглушённые цвета с редкими зелёными клочками посевов, туманы, одинокая дорога, ведущая через поля. "Овсянка, сэр!", "Сегодня над Гринпенской трясиной туман"...
Загадочно и необычно.

Но к полудню это белое молоко испарилось без всякого предупреждения. Только что всё было облеплено туманом, а в следующую минуту солнце и голубое небо. Мыс Тарханкут показался нам во всём своём великолепии.

Тарханкутский маяк - самый старинный в Крыму, ему больше двухсот лет. Башня была построена на этом продуваемом всеми ветрами пустынном мысу аж в 1816 году.
Маяк выглядит здесь, словно гость из другой эпохи. В каждой линии его силуэта есть что-то неуловимо другое, несовременное. Сразу понимаешь - старый маяк, очень старый. Много повидал на своём веку и штормов, и невзгод. А затонувший неподалеку сухогруз только усиливает кинематографичность, придаёт законченности.
Люблю это место. Край Земли - самый западный мыс Крыма.

После маяка мы сели у моря перекусить. Устроились кто где, несколько человек ушли на деревянный пирс. Увлеченные беседой, они и не заметили какой гость пожаловал - метрах в пяти лениво плавал дельфин! А рядом второй. Видимо, заплыли в бухту полакомиться рыбой из рыбачьих сетей.
После обеда с дельфинами мы поехали погулять в заповедник Джангуль. Дорога туда адская, но место очень живописное. Оползневое побережье - так это называется по-научному. Степь обрывается прямо в море холмами и отвесными скалами, посреди этого многоуровнего хаоса вьются узкие тропки, которые иногда приводят прямо к полосе прибоя, а иногда уводят всё выше и опаснее. Но виды там потрясающие, впихнуть их в фотоаппарат нереально, к сожалению.
Ну, а на вечер оставили Евпаторийский маяк. Ведь он - один из немногих в Крыму, который светит именно классическими лучами, а не просто вспышками. Пожалуй, повезло, что туман вернулся. Лучи так были более очерченными и волшебными.

К слову, Евпаторийский - самый высокий маяк Крыма, 52 метра! Башня достаточно молодая, ей всего 50 лет. Но в 19-м веке на её месте стояла другая, а потом ещё одна. В общем, длинная история, которую лучше слушать, стоя под световой каруселью.

На второй день мы оставили позади западное побережье и направились в сторону Севастополя. Первой остановкой по пути был Инкерман. Здесь есть пара маяков - ЗИН и ПИН, работающие в паре. Задний Инкерманский маяк и Передний Инкерманский маяк. Они помогают кораблям войти в извилистую бухту. Передний находится на территории военной части и увидеть его можно только с дороги, да и то с затылка. А вот до Заднего можно дойти пешком почти вплотную. Правда, не в любую погоду. Дорога к нему сильно так себе, местами брусчатка времён Екатерины Второй. Но мы с удовольствием прогулялись.
Далее мы миновали сам Севастополь и уехали подальше от людей - в Казачью бухту, чтобы ближе к закату дойти до близнеца Тарханкутского маяка - Херсонесского красавца. Они только с первого взгляда как братья. Когда-то их строили по одному проекту и в одном году - 1816-м. Но во время Второй Мировой войны Херсонесский оказался в самой гуще кровавой бойни и был разрушен до основания. После войны его отстроили заново по старому проекту, но с некоторыми изменениями. Одно дело знать это как книжный факт, но совсем другое - увидеть воочию. Херсонесский на самом деле совершенно не похож на Тарханкутский. Нет в нём этой седой мудрости, но видно, что его любят. Башня выглядит ухоженной, какой-то даже уютной, несмотря на старые уродливые "заброшки" военного назначения по пути к ней. Может, дело в смотрителях, а может в том, что военное руководство здесь бывает гораздо чаще, чем на удалённом Тарханкуте.

Вечер выдался чудесный. Мы дождались, когда маяк оживёт и загорится, и долго наслаждались закатом, ровными вспышками и шелестом волн.
На третий день двинули от Казачьей бухты в Гаспру. По пути остановились, чтобы заглянуть в гости к скромняге-маяку Сарыч.

Он - путешественник. Словно девушка, которая вышла замуж и сменила фамилию. Родился он в Одессе и сначала был установлен на кончике Карантинного мола. Но через пару десятков лет мол решили удлинить, и маяк перестал подходить по своим габаритам. Его отправили на склад. А вспомнили про металлическую башню, когда нужно было оградить мыс Сарыч в Крыму. Так он и попал сюда - из Одессы. Был Карантинный, стал Сарыч.

Вокруг много резиденций сильных мира сего, потому не всякий раз спуск с основной трассы к нему открыт. Но нам повезло. Правда, это вот наилучший вид на башню.

Доехав до Гаспры мы по полной ощутили субтропический микроклимат южного берега Крыма. Воздух прогрелся до +12, это 6-то января. Что чувствуешь в такой момент, фотографии покажут лучше. Просто чистое счастье:)
Ближе к вечеру погуляли по Харакскому парку и заглянули к знаменитому Ласточкиному гнезду. Впечатления от достопримечательности - так себе. Внезапно толпы людей, очень крутая лестница сначала вниз, потом вверх, и еще вверх. По всей длине лестницы - ларьки и палатки с типичной безвкусной сувениркой. Вход - платный. Сам особняк вблизи просто крошечный, не дача, а дачечка. Но гештальт закрыт - это главное. Можно больше сюда не возвращаться. А в качестве совета скажу вам: Ласточкино гнездо нужно смотреть издали.

Вечером в кафе душевно отпраздновали Рождество. Так приятно видеть, как незнакомые друг другу до поездки люди постепенно сближаются, находят общие темы для бесед, дарят друг другу подарки. Всё-таки в наши поездки ездят удивительные, очень приятные люди! И мне очень нравится, что они находят друг в друге понимание, становятся приятелями, общаются после наших поездок. Маяки всё-таки объединяют.
На четвертый день нам предстояла длинная дорога до Феодосии. Любой умный человек на нашем месте проехал бы этот путь за три часа по новой скоростной трассе Таврида через середину полуострова. Но нам же нужна красота! Потому мы поехали серпантинами по берегу моря.
Я волновалась, что уже через нас всех укачает похлеще, чем в шторм на лодке, но наш водитель Сергей оказался волшебным профи. Он так бережно возил нас по крутым и узким поворотам, что никто ни разу не пожалел о съеденном завтраке. И надо сказать, эта дорога - действительно шедевр. Даже зимой, когда всё серо-буро-зеленоватое.

По пути заехали посмотреть на храм-маяк в Малореченском. Но он, к сожалению, тоже нас не впечатлил, хотя в интернете полно очень красивых фото с ним. Может, дело было в погоде. Или в том, что Музей катастроф на водах, находящийся в этом храме, был закрыт на ремонт. А может в том, что я не очень люблю новодел. Но выглядел он немножко конфетным и неживым, да простят меня почитатели этого места.

Маяк он, кстати, - не настоящий. Фонарь в шаре имеет чисто символическое значение и в навигации не используется.

В Феодосию приехали уже затемно. Отелем нам служил здесь прекрасный эллинг. Это такой "гараж" для яхт и лодок, с надстроенными над ним уютными номерами и просторной "кают-компанией".

Я засыпала под шум волн, который пробивался даже сквозь закрытое окно. Лучший звук на свете...
А утром следующего дня мы решили покорять мыс Меганом. Погода начала портиться, шёл мелкий дождик. Правда всё ещё было тепло и безветренно. Водитель Сергей пообещал отвезти нас настолько близко к мысу, насколько это возможно, но в итоге смог проехать только к подножью горы. Дальше начиналась глина и пешеходная тропа круто вверх. Навигатор показывал, что до маяка всего 5 км.
И мы отправились покорять Меганом пешком.
Мыс Меганом. Фото Анастасия Макарова
Эти 5 километров дались нам нелегко. Первые минут тридцать тропинка шла круто вверх. Ноги скользят, камни выворачиваются, а подъем всё не кончается. А потом мы ещё больше часа шли до мыса. Совершенно одни, не встретив ни одного человека. Тишина, морось и только наши шаги по каменистой разбитой дороге. Изредка по вершинам холмом в тумане мороси виднелись развалины каких-то старых построек. Полное ощущение запустения. Вот щас-то собака Баскервилей и выскочит из кустов. На запах хачапури, которые мы несли с собой в качестве обеда:)
Я всю дорогу думала, что весной здесь должно быть очень красиво, а летом, вероятно, - адское пекло. А ещё про маячников, которые живут и сейчас в этом супер-удалённом от цивилизации мире, словно 19-й век ещё не кончился. По этой дороге явно проедешь не всегда, пресная вода привозная, как и продукты. Врач, если что, быстро не приедет. А если гололёд, сильный дождь, снегопад, штормовой ветер... Всё, отрезан от мира, словно на острове в океане...

Наконец, мы дошли до маяка! Он совсем невысокий, зато стоит на большой высоте. А ещё его свет - самый яркий в Крыму. Помню, как видела огонь Меганома с пирса в пансионате под Алуштой. Да-да, это точно был он, проблесковую характеристику легко сосчитать, а свет маяка я ни с чем не перепутаю.

Времени понаслаждаться видами было немного, нужно было успеть обратно до темноты. Потому мы наспех пообедали остывшими хачапури и чаем из термосов, и отправились в обратный путь. Весь поход занял почти пять часов. Сказать, что мы устали в тот день - ничего не сказать. Но, как ни странно, именно Меганом стал одним из самых мощных впечатлений. Потрясающее место.
В последний день погода наконец вспомнила, что зима на дворе. Утро было хмурым и холодным, в прогнозе маячил шторм. Однако не увидеть последний маяк нашей программы было ну никак нельзя. После вчерашнего Меганома всё казалось ерундой. И мы пошли. Снова тропинка через холмы, камни, глина. Но хотя бы не надо было карабкаться в гору.

Ильинский маяк красив, и история у него благородная. Он был основан прекрасной русской дворянкой - Евдокией Рукавишниковой ещё в конце 19-го века. Затем перестраивался, менял осветительные аппараты, а во время Второй Мировой разделил печальную судьбу своих собратьев - был разрушен до основания. Феодосия долго находилась в оккупации. Фашистские доты и бункеры остались на Ильинском мысу до сих пор.

С Ильинского мыса открывается такой простор, что глаз не оторвать. Чуть угадывается вдалеке берег - Керченский пролив. Но насытить глаза морским простором не дала погода. Ветер и дождь налетели внезапно и в полную силу. Пока мы шли домой, вымокли до нитки, словно волной окатило с ног до головы.
На таком вот финальном аккорде наше зимнее морское приключение закончилось. Ну что ж, не только на солнышке греться же, январь на дворе. Вечер провели за сушкой одежды, играми и горячим чаем. А на следующий день разъехались по домам.

Напоследок фотография Ильинского маяка в более жизнерадостную погоду. Теперь ждем весны!
Ильинский маяк. Фото Анастасия Макарова
Отправиться в путешествие просто
Маяки Крыма - 13-20, 23-20 апреля 2021 года. Набор групп идёт!